Хранить автомобиль под открытым небом можно, но гораздо лучше оставлять его под навесом или крышей. Так можно гораздо дольше беречь кузов автомобиля от коррозии и не боятся птичьего помета. Но под такими навесами можно разместить и множество полезных вещей, как для самого авто, так и для быта. Встречаются и небольшие навесы, например, над крыльцом частного дома, но их монтаж довольно прост.
Кровля из поликарбоната: особенности устройства
Завершающим этапом строительства навеса для автомобиля является установка кровельного материала. Существует несколько наиболее популярных вариантов исполнения кровли. Один из них – кровля из поликарбоната.
Этот кровельный материал может быть монолитным или кровельным. Основная разница между разными типами материалов заключается в следующем:
Ввиду того, что в сотовом поликарбонате есть внутренние пустоты, он удобнее и легче в монтаже. Среди преимуществ монолитного поликарбоната можно отметить тот факт, что он способен выдержать больший вес снежной массы.
Сначала необходимо замерить размеры каркаса, после чего с помощью электроинструмента или ножовки отрезать требуемый размер поликарбонатного листа. Необходимо обязательно обращать свое внимание на то, что при установке сотового кровельного материала каналы листа должны быть расположены строго перпендикулярно по отношению к земле (в данном случае влага, проникающая внутрь листа, будет выходить наружу самостоятельно). В противном же случае спустя определенное время внутри кровельного листа образуются пузырьки влаги, которые взаимодействуют с пылью и придают покрытию неэстетичный внешний вид. Очистка пустот потребует достаточно много времени.
Обратите внимание на тот факт, что монолитный материал с упомянутой выше проблемой не связан.
После того как вы нарежете листы поликарбоната, необходимо будет подготовить отверстия для крепежных элементов. Эту процедуру нужно сделать до установки листов кровельного материала, чтобы в процессе не повредить их. Диаметр отверстий должен быть несколько больше, чем диаметр крепежных болтов или саморезов. Данный прием используется по той причине, что в холодную или жаркую погоду поликарбонат сжимается и расширяется, поэтому, если вы сделаете отверстия такими же, как и диаметр саморезов, то во время сужения пластика места крепления могут треснуть. В большие отверстия может попадать грязь и влага. Для того чтобы этого избежать, в процессе крепления необходимо использовать резиновые прокладки (между саморезом и материалом кровли) или герметик.
Нижние края поликарбоната следует закрыть при помощи перфорированной ленты, а верхние – с помощью цельной ленты.
Как быстро и недорого построить навес для машины своими руками? Советы по выбору конструкции, выбор места под строительства, пошаговое описание процесса строительства навеса.
Строительство фундамента
Закладка фундамента производится в следующем порядке:
- выкапывается 6 ям глубиной 70-90 см;
- готовится цемент в соответствии с правилами, изложенными здесь;
- бетон укладывается в ямы слоем в 5 см, куда опускаются трубы, которые станут опалубкой фундамента;
- заливка бетона производится после закрепления труб с внешней стороны;
- трубы выравниваются по уровню и подпираются досками;
- по истечении 3 дней, после полного застывания бетона с помощью анкеров на бетонное основание устанавливаются деревянные стойки;
- опорные балки связываются со столбами, доски прикручиваются так, чтобы у каждого столба имелся выступ величиной сантиметра в три, что потребуется для крепления перекладин обрешетки;
- для придания конструкции жесткости к ней с помощью саморезов прикручиваются распорки, обрезанные под 45°.
Навес для автомобиля: альтернатива или дополнение к гаражу
Многие автолюбители ратуют за теплый гараж, но в теплый гараж должна заезжать сухая чистая машина, иначе температура только поможет влаге, грязи и солям поскорее разрушить кузов вашего автомобиля.
Так что подумайте дважды перед тем, как разоряться на постройку гаража. И трижды – перед тем, как устраивать отопление в гараже, где вы собираетесь хранить автомобиль зимой.
С точки зрения сохранности кузова навес – это оптимальное решение, так как он защищает от всех внешних факторов (солнце, осадки) и при этом не создает своего микроклимата. Заезжая под навес, автомобиль не подвергается перепадам температуры воздуха и влажности.
Кроме того, если сравнить затраты на постройку навеса и гаража, то окажется, что навес обойдется в разы дешевле.
Правильный выбор места как средство экономии на опорах и кровле
Существует простой способ значительно сэкономить на возведении навесной конструкции, а именно построить навес вплотную к дому. Технически вопрос о том, как построить навес, примыкающий к дому, решается установкой двух или трёх опорных столбов.
Количество столбов рассчитывается исходя из размеров поперечной балки и имеющихся строительных материалов. Например, если используется брус имеющий сечение 75х75 мм, то промежуток между стойками должен быть около метра. В этом случае, можно обойтись без поперечной балки, используя в качестве опоры сами столбы.
В случае, когда брус имеет сечение от 150 см, для опоры хватит двух угловых стоек. К ним крепится поперечная несущая балка, а затем к ней прикрепляются стропила. С обратной стороны стропила прикрепляются к опорной балке, которая загодя крепится на стену дома.
Для большей надёжности под балкой устанавливается дополнительные опоры.
Помимо простоты конструкции навесу, который построен вплотную к дому, не так страшен ветер, как постройке стоящей обособленно.
В случае если решено не пристраивать навес, необходимо заранее рассчитать направление воздушного потока т. к. нижний край односкатной крыши должен быть расположен с подветренной стороны, что в свою очередь может вызвать ряд неудобств, в частности, если навес будет использоваться как парковочное место.
Возведение двускатной крыши может решить проблему с ветром, однако для неё понадобится более сложное соединение стропил.
Временный навес для машины своими руками за один день
Если проблема хранения машины стоит очень остро, и нужно сделать что-то максимально быстро и с минимальными затратами, то можно изготовить навес простейшей конструкции из полипропиленовых труб. Из инструментов вам понадобятся только труборез, рулетка и паяльник для труб (подойдет самый дешевый).
Верх можно обтянуть ПВХ тканью (такую используют для тентованных фур и МАФов) – она прочна и долговечна. Ножки можно просто вкопать, а можно забетонировать их в каких-нибудь емкостях. Например, в ведрах из под краски. Бетон придаст устойчивости и не даст ветру опрокинуть ваш навес. В то же время, конструкцию можно будет переносить с места на места.
Конечно, навес и труб – это скорее временное решение проблемы, но зато его вполне реально построить за один день даже в одиночку, без чьей-либо помощи. И ваша машина сможет дожидаться постройки гаража или капитального навеса, не подвергаясь разрушительному воздействию окружающей среды.
Сборка каркаса
В качестве столбиков навеса можно использовать доски 150х50, закрепив их укосинами:
Каракас также можно собрать и из металлических элементов:
Строим капитальный навес для машины своими руками
Для того, чтобы ваш навес хорошо справлялся со своей задачей и им было удобно пользоваться, нужно продумать две вещи.
1. Следует наперед определиться с размерами навеса.
Учитывайте габариты своего автомобиля, а также то, что солнечные лучи и осадки не падают строго перпендикулярно поверхности земли. Делайте напуски со всех сторон, иначе низ машины будет попадать и под дождь, и под солнце. Напуски должны быть тем больше, чем больше высота навеса.
2. Тщательно выбирайте расположение.
Возможно, конфигурация двора и построек позволят частично или полностью закрепить навес на уже готовых стенах. Благодаря этому вы можете сэкономить на опорах и не загромождать двор лишними столбами.
Принципиально, любой навес состоит из каркаса и кровли.
Как вы уже могли убедиться, для постройки каркаса можно использовать самые разные материалы.
Если вы владеете сваркой, то лучше использовать металл.
Есть масса вариантов решения крыши. Здесь снова-таки нужно кое-что продумать наперед. Во-первых, будет ли крыша вашего навеса прямой или наклонной? Наклонная крыша практичнее с точки зрения сбора осадков, но учтите, что вам придется решать проблему отвода воды с крыши, иначе канава посреди двора вам гарантирована.
Кроме того, наклонная крыша может быть односкатной или двускатной. Односкатная крыша проще по конструкции, но если ее площадь будет слишком велика, то она не сможет эффективно отводить дождевую воду. Впрочем, это может стать проблемой только если вы строите действительно большой навес (на 2, 3 или более автомобилей).
Выбор кровельного материала зависит только от ваших предпочтений и возможностей. Возможно, вы умеете работать с металлочерепицей или у вас остался лишний шифер после постройки дома. Подойдет все, что угодно.
Подготовка
Перед началом строительства навеса из древесины, необходимо определиться с тем, где он будет находиться. Подобрать место на участке для такого сооружения несложно, если территория имеет достаточное количество свободного пространства. Для небольших участков специалисты советуют подбирать чертеж малогабаритного навеса. Для строительства подобной конструкции используются деревянные брусья и доски.
Важно! Опорные стойки являются основой конструкции, поэтому рекомендуется подобрать для них брусья, изготовленные из прочных пород древесины. Наиболее доступным вариантом являются сосновые балки.
Для строительства кровли можно приобрести металлочерепицу, которая имеет привлекательную стоимость. Классический вариант деревянной крыши также довольно популярен и учитывает использование обрезных досок. Также заранее важно подготовить все необходимые пиломатериалы, которые потребуются, чтобы построить традиционный или же уникальный навес на даче из дерева. Рассмотрим, какие инструменты понадобятся для изготовления стандартной беседки:
- измерительная рулетка;
- строительный уровень;
- лопата (штыковая);
- шуруповерт;
- электролобзик;
- электродрель;
- топор;
- молоток;
- пила.
Для скрепления отдельных деревянных элементов применяются металлические уголки и саморезы (по дереву). Для монтажа опор также нужно заранее подготовить щебенку и цементный раствор.
Красивые навесы для авто
А напоследок мы приготовили для вас несколько фотографий оригинальных и интересных автомобильных навесов. Например, этот навес очень элегантен, и не загромождает собой пространство.
Ну и наконец: почему бы не превратить крышу своего навеса в солнечную электростанцию?
Навес для машины своими руками – одна из самых простых построек и, несомненно, одна из самых необходимых! Ведь вы вкладываете в свою машину силы и деньги и рассчитываете, что она будет служить вам долгие годы. Мы надеемся, что эти фото придадут вам вдохновения и уверенности в своих силах.
Размер навеса по крайним стойкам, м. | Площадь, кв. м. | Размер навеса по кровле | Реальная площадь покрытия | ||
Цены на сотовый поликарбонат 8 мм | |||||
3 х 6 | 18 | 3,4х6,3 м | 21,42 м | 62000 | 65600 |
4 х 5 | 20 | 4,4х5,3 м | 23,32 м | 68000 | 72000 |
4 х 6 | 24 | 4,4х6,3 м | 27,72 м | 79400 | 84200 |
5 х 6 | 30 | 5,4х6,3 м | 34,02 м | 96500 | 102500 |
5 х 7 | 35 | 5,4х7,3 м | 39,42 м | 111000 | 118000 |
6 х 6 | 36 | 6,4х6,3 м | 40,3 м | 114200 | 121400 |
6 х 7 | 42 | 6,4х7,3 м | 46,7 м | 129200 | 137600 |
7 х 8 | 56 | 7,4х8,3 м | 59,8 м | 172600 | 183800 |
Столбы 80х80 ммФермы 60х40 тройные | |||||
Цены на монолитный поликарбонат 6 мм | |||||
3 х 6 | 20 | 4,4х5,3 м | 23,32 м | 80000 | |
4 х 5 | 20 | 4,4х5,3 м | 23,32 м | 125000 | |
4 х 6 | 24 | 4,4х6,3 м | 27,72 м | 153000 | |
5 х 6 | 30 | 5,4х6,3 м | 34,02 м | 147000 | |
5 х 7 | 35 | 5,4х7,3 м | 39,42 м | 200000 | |
Столбы 80х80 мм |
Поскольку наш климат характеризуется как достаточно влажный, то такой атрибут сада, как крыша или навес является как нельзя актуальным. С его помощью вы продлите комфортное пребывание на даче, а навес для автомобиля может успешно уберечь ваш транспорт от плохой погоды.
Если подумать, то неважно, что именно послужит крышей над головой, ведь даже через небольшое время, проведенное в тени, начинаешь забывать обо всем на свете. Однако, большинство хозяев дачных и приусадебных участков уверены, что все должно быть выполнено на высшем уровне. Именно поэтому многие дачники долго перебирают всевозможные варианты, наиболее вероятным среди которых оказывается именно крыша из дерева. Крыша или навес из дерева универсальны во всех смыслах этого слова: они естественно смотрятся в любом саду, а также хорошо аккомпанируют с растениями. Очевидно, что от проливного дождя такая крыша не убережет, зато обеспечит комфортное место при палящем солнце. Кроме деревянных конструкций, популярны также элементы экстерьера, которые держаться не на классических четырех, а на пяти, семи или девяти, причем выполненных в различном стиле. Отменно выглядит и навес из поликарбоната. Если вам необходим большой навес, мы строим навесы на две машины и более.
В большинстве случаев крыша должна быть сплошной, но не такой плотной, как у дома, а такой, чтобы без труда защищать от косого ливня. В таких случаях применяется строгий потолок, выполненный в оригинальном декоре или обнажающий детали конструкции. Роскошный вариант – крыша с прозрачным потолком.
Многие дачники уже много лет используют для организации крыши поликарбонат – прочный, долговечный, морозостойкий и устойчивый к механическим повреждениям материал, который пропускает свет и доступен в огромном ассортименте. Популярен он и в строительстве навесом для авто, ведь при правильной эксплуатации сможет целиком компенсировать отсутствие гаража. Поликарбонат способен защитить от солнечного и ультрафиолетового воздействия, ужасной погоды и других факторов, неприятных для вашего железного коня.
Прекрасно сочетается крыша из поликарбоната с металлическими или алюминиевыми профилями, которые вместе образовывают прекрасную конструкцию. Не грешно совместить его и с древесиной. Хорошие дизайнеры могут создать весьма впечатляющие решения при наличии желания заказчика.
Что касается решений по поводу формы и типа крыши, то здесь все банально просто – популярнейшим и простейшим видом является односкатная крыша. Но при желании можно спроектировать двухскатные или волнистые поверхности. Кроме этого, нет абсолютно никаких рамок и границ – крыша может быть выполнена в прямоугольной, округлой или изогнутой форме, а все это только придаст ей уникальности и особенности. Воспользуйтесь одним из столь оригинальных решений и ваш автомобильный навес отправится в коллекцию восхитительных дизайнерских решений.
Мы предлагаем не только эстетически привлекательные навесы для автомобилей, но и надежные по всем требуемым параметрам. Устойчивость, надежность и влагостойкость – вот одни их многих критериев, которыми мы руководствуемся при проектировании конструкций.
Навес для автомобиля, который спроектируют и установят специалисты нашей компании, прослужит вам ровно столько, сколько вы сами того захотите. Единственным ремонтом такой конструкции станет исключительно косметический, поскольку за много лет он, вероятно, вам надоест. Построенные нашей компанией
Основное преимущества такого строения – низкая себестоимость и доступность материалов. Вы сможете найти все необходимое на каждой лесопильне, а при наличии старого и ненужно сарая вообще не придется искать материалы. Долговечность конструкции зависит только от ухода за ней. При своевременном покрытии лакокрасочными материалами древесина прослужит не один десяток лет. Рассмотрим пошаговую инструкцию сооружения такого строения и примерные цены на материалы.
Шаг 1
Пол.
Поскольку автомобиль будет весом от 900 кг до 2800 кг (расчет делаем на легковое авто), то нам надо будет сделать стяжку толщиной от 6 до 10 сантиметров. Замешиваем бетон с пропорцией 1:3:3 (цемент, щебень, песок соответственно) и заливаем в предварительно вырытый котлован глубиной 7-10 сантиметров. На дно «котлована» надо насыпать подложку из щебня или мелкого гравия. Если хотите идеально ровный пол (лишние затраты), можно залить самовыравнивающуюся смесь (3900 р/куб). Цена обычного бетона при изготовлении своими руками обойдется вам в сумму около 1100 рублей за 1 куб.
Шаг 2
Опоры и обвязка.
Здесь все просто. Находим квадратный деревянный брус 120х120 или круглый ствол с диаметром от 150 мм и устанавливаем по краям стяжки. Сразу прибиваем нижнюю обвязку из доски 200х20 мм, чтобы колоны не падали
. Потом прибиваем верхнюю обвязку, предварительно подгоняя все по уровню.
Шаг 3
Обрешетка и крыша.
Крышу лучше сделать двускатную: конек по отвесу вымерять, к нему прибить по 2 лаги, снова измерить и прибить остальные лаги. Поперек лаг набиваем доски шириной 15 см и толщиной 2.5 см. Ширина между лагами до 70 сантиметров. На такую обрешетку можно закрепить любые кровельные материалы. Самый простой и дешевый вариант – шифер. Если хотите эстетическую, элегантную конструкцию – металлопрофиль определенного цвета.
Построить такой сарай не составит никакого труда, он возводится очень легко и быстро. Желательно иметь одного подсобного работника, поскольку самому трудно будет оперировать процессом при установлении колон и крыши.
Последовательность выполнения работ
Строительство навеса осуществляется так:
- на дне каждой выемки формируется дренирующая подушка толщиной 10 – 15 см: насыпают песок и затем щебень, тщательно трамбуют;
- далее в выемки устанавливают пластиковые трубы, соответствующие им по диаметру;
- устанавливают в выемки стойки, добиваясь при помощи отвеса строго вертикального положения. С одной стороны стойки должны быть выше — этим обеспечивается уклон ската для стока воды;
- в выемках стойки укрепляют клиньями или подпорками;
- заливают в выемки бетон (пластиковые трубы играют роль опалубки и гидроизоляции);
- сверху опоры скрепляют горизонтальными прогонами — они называются верхней обвязкой. Прогоны по длинным сторонам попутно играют роль мауэрлатов: на них ложатся стропила. В металлической конструкции все соединения выполняются электросваркой. В деревянной — саморезами или гвоздевым боем;
- укладывают на мауэрлаты стропила. В металлической конструкции они имеют вид ферм — их предварительно сваривают на земле;
- поперек стропил приваривают или набивают обрешетку — металлопрофиль или бруски небольшого сечения (определяется расчетом);
- настилают кровельное покрытие. Все материалы, кроме поликарбоната, укладывают с нахлестом, двигаясь от нижней точки ската к верхней.
Поликарбонат монтируют без нахлеста — листы стыкуют при помощи специального профиля. Он состоит из базовой части, прикручиваемой к стропилу, и защелки, прижимающие стыкуемые листы.
Навес из поликарбоната
Профнастил, металлочерепица и поликарбонат крепятся к обрешетке саморезами с прокладками. Ондулин — специальными гвоздями или саморезами, с прокладкой оснащенной крышечкой. Битумная черепица — гвоздями, закрываемыми лепестками соседнего гонта. Рулонные материалы приклеивают мастикой.
Сотовый поликарбонат размещают ребрами жесткости вдоль ската — тогда сконденсировавшаяся влага будет вытекать из ячеек. Торцы заклеиваются лентами и затем закрываются заглушками. На нижнем торце используется перфорированная лента — она пропускает вытекающую влагу.
Навесы для машин из поликарбоната и особенности их установки
Установка пола ничем не отливается от первого варианта – делаем такой, какой будет угодно, хоть кафелем сверху можно уложить. Но во всем остальном строение будет существенно отличаться. Стоимость его в 3 раза дороже, чем деревянного навеса, поскольку металлопрокат стоит дорого (а ковка – очень дорого). Да и поликарбонат не дешевый. Если вы надумали строить именно так, тогда конструкция обойдется вам примерно в 17-25 тысяч рублей, в зависимости от того, по каким ценам вы будете покупать строительные материалы.
Шаг 1
Ставим опоры.
Вместо деревянных стволов теперь у нас будут квадраты 50х50 мм – этого будет достаточно. Ставить их лучше на закладные, которые предварительно замуровать в стяжку. Если таковых нет, приварить к основанию Г-образное крепление с отверстиями и посадить на дюбеля (вторую сторону просто можно приварить).
Шаг 2
Верхняя обвязка.
Делаем ее двумя параллельно приваренными квадратами. Первый по самой верхушке встык приваривается, второй на 30 сантиметров ниже.
Шаг 3
Арочные перекрытия.
В металлопрокате можно купить металлический квадрат (или прямоугольные профилированные трубы) выгнутые аркой. Подбираем по размеру гаража и привариваем к обвязке. 1 арочная деталь к верхнему квадрату обвязки, другая к нижней планке обвязки. Теперь у нас получается пространство в 30 сантиметров по всей длине арки, которое мы завариваем усилениями. Первую секцию (фасадную часть) можно сделать при помощи ковки – будет очень красиво смотреться.
Шаг 4
Крыша.
Шифер и черепица не подойдет, поскольку их невозможно согнуть бубликом. Берем гибкий поликарбонат, сверлим в нем пару отверстий на краю, прикручиваем болтами и загибаем его нужным образом, чтобы он всей площадью пристал к арочной детали, и привинчиваем дальше элементы.
Мы рассмотрели, как сделать навес для машины своими руками из поликарбоната, но существуют еще другие варианты конструкций с прямой крышей или двускатной. Они менее привлекательные на вид, но обойдутся намного дешевле.
Новинки рынка и необычные технологии
Есть и более интересные и необычные способы устройства навеса. Например, немецкие студенты умудрились создать тень при помощи дронов! Их система автономна и называется Cyber Physical Macro Materials.
Суть идеи в том, что дроны самостоятельно выбирают места, которые нужно закрыть от палящего солнца (например, с отдыхающими людьми), и сплочаются для этой цели. Выглядит просто потрясающие, а смекалистые дачники пытаются повторить нечто подобное при помощи более дешевых и подручных материалов.
Например, установив зонты или большие пластиковые поделки на длинную трость, которая легко втыкается в землю, и создавая места отдыха на даче просто скоплением таких зонтиков, легко перегруппируемых в нужное место. Или подвешивают такие элементы в воздухе, на тонкие веревки, закрепленные на рамку навеса.
А какой навес стоит у вас на даче? Поделитесь идеями!
Металлические навесы и почему их выгоднее делать
Принято считать, что металлический навес отличается от поликарбонатного абсолютно всем. На самом деле, нижняя часть у них практически одинаковая. Разница только в толщине стоек, глубине фундамента под опоры и количестве усилений. Поликарбонат очень легкий и особо тяжелых, увесистых деталей не требуется для его крепления и удерживания. Металлический навес с его массивной крышей имеет немного толще опоры и больше усилений (разница во всем 25%
). Глубина залегания фундаментного основания до 70 см при диаметре столба бетона в 35 см.
Строение крыши, конечно же, отличается сильно. Теперь у вас нет возможности выгибать шифер или профилированные листы и надо делать коньковую двускатную крышу. Существуют варианты с односкатной крышей – очень дешевые и простые в установке. Принято считать, что односкатные крыши лучше всего делать их профилированных листов, поскольку 1 листа хватает перекрыть весь навес в длину. Прикручиваем 3-4 листа и строительство крыши окончено!
Еще один актуальный вариант перекрытия – гибкая черепица. Ее стоимость намного выше обычной, но на вид она ничем не уступает евро рубероиду. Полимерные материалы имеют очень много преимуществ, в частности – абсолютную коррозионную устойчивость. Аналогично хорош и рубероид. Но цена такого изделия будет от 1200 рублей за квадрат.
Металлические навесы можно украсить ковкой – очень красиво смотрится, хоть и дорого. Ее приваривают , как правило, на верхней обвязке и в углах между опорами и планкой обвязки. Если позволяют финансовые средства, можно украсить фасад коваными изделиями, заделав ими все углы.
Изготавливая навесы для автомобилей из поликарбоната своими руками, вам придется сделать непростой выбор — деревянные конструкции не отличаются долговечностью и внешним видом, а металлические сооружения слишком тяжелые. Найти золотую средину не так уж и легко, поэтому проще отталкиваться от бюджета, который можно потратить на сооружение навеса.
Площадка
Строительство начинают с подготовки участка, на этом этапе выполняют следующие действия:
- расчищают территорию, удаляя растительность и мусор. Если навес предназначен для защиты места отдыха или мангала, мелкую траву оставляют;
- особо выдающиеся бугры и впадины, соответственно, срезают или засыпают;
- если площадку под навесом предполагается забетонировать, засыпать щебнем или обложить тротуарной плиткой, срезают верхний слой почвы на глубину в 10 – 15 см. Он содержит семена растений, они пробивались бы сквозь покрытие;
- выполняют разметку, отмечая местоположение опор. Число опор и шаг между ними определяются расчетом на этапе проектирования. В результате нанесения разметки, на грунте должны появиться очертания прямоугольника. Чтобы убедиться, что фигура вычерчена без перекосов (ввиду больших габаритов это вполне вероятно), замеряют длины диагоналей: у прямоугольника они равны;
- в местах установки опор делают выемки глубиной, превышающей отметку промерзания грунта на 10 – 15 см. При меньшем заглублении промерзший грунт зимой выдавит стойки (сила морозного пучения).
Выемки меньшей глубины допускается выполнять только в каменистых и песчаных грунтах, обладающих дренирующими свойствами.